Что такое оферта в гражданском праве простыми словами

Понятие «оферта» хорошо знакомо юристам и специалистам по договорной работе. Всех остальных это слово порой ставит в тупик. Что такое оферта простыми словами? Это предложение заключить договор на условиях, в ней изложенных.

И если этой простотой ограничиться, то статью можно заканчивать. Но в действительности дальше возникает множество вопросов: что это предложение должно содержать, какие оферты бывают, как направляют, можно ли с ней не согласиться и т. д. Обо всём по порядку.

Само слово «оферта» произошло от латинского offero«предлагаю». В российском праве оферту регулируют ст. 435-449 ГК РФ. Там же говорится и об акцепте. Подробно о нём поговорим в другой статье, пока же будет достаточно краткого определения: акцепт — это принятие оферты, согласие заключить договор.

Того, кто направляет предложение о заключении договора, называют оферентом. Принимающую это предложение сторону — акцептантом.

Требования к оферте

По закону нельзя считать офертой какое угодно предложение заключить договор. Для этого оно должно соответствовать требованиям ст. 435 ГК.

Предложение должно содержать все существенные условия предлагаемого к заключению договора. Это первое требование к оферте. Что является существенными условиями, сказано в абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК:

  1. Условие о предмете договора. Это центральная часть соглашения — о чем договариваются стороны? О купле-продаже квартиры? О её аренде? О проведении в ней ремонта?
  2. Условия, которые названы в законе или как существенные, или как необходимые для данного вида договоров. Их можно узнать из содержания норм, регулирующих конкретный договор. Часто о существенности какого-то условия говорит формулировка о том, что без него договор считается незаключенным или недействительным (т. н. объективные существенные условия).
  3. Все условия, по поводу которых по заявлению хотя бы одной из сторон тоже надо договориться.

Если предложение не будет содержать существенных условий хотя бы первых двух видов (предмет и объективные существенные условия), то даже в случае акцепта договор будет считаться незаключенным.

Поскольку для разных типов договоров закон устанавливает свои объективные существенные условия, то универсального списка условий для оферты нет.

Второе требование — в оферте должно быть выражено намерение лица считать себя связанным своим предложением и готовность считать договор заключенным с тем, кто примет его (акцептует оферту).

Простая оферта

Самый распространенный пример оферты в деловой практике: одна из сторон направляет другой два подписанных экземпляра договора с предложением подписать их и один вернуть. Такой способ заключения договора путем обмена письмами перечислен в п. 2 ст. 434 ГК.

Обменяться можно даже не бумажными экземплярами, а электронными. Заключение договора через электронную почту тоже возможно при соблюдении ряда условий, о которых можно прочитать в этой статье.

Не всегда офертой бывает полноценный проект договора. Она может быть оформлена в виде заявки на отгрузку товара, заказа на оказание услуги или выполнение работы, счет на оплату и т. п.

Публичная оферта и приглашение делать оферты

В отличие от простой оферты публичная адресована неопределенному кругу лиц. Оферент дает понять, что готов заключить договор на условиях оферты с любым, кто откликнется на неё. Например, выставление товара на полке в магазине — публичное предложение купить его любому, кто захочет.

Но иногда люди путают публичную оферту с предложением делать оферты. Регулирует этот вопрос п. 1 ст. 437 ГК.

Реклама по общему правилу офертой не является. Это предложение делать оферты. Например, IT-компания дает рекламу о разработке сайта. Всем желающим предлагает заполнить бриф, в котором нужно указать требования к будущему сайту. Это предложение делать оферту, которой станет заполненный клиентом бриф. Он, в свою очередь, может стать составной частью договора на разработку сайта.

В то же время никто не мешает в рекламе указать, что она является офертой. Делать так разрешает п. 2 ст. 437 ГК. Более того, если реклама содержит все существенные условия и из неё очевидно, что рекламодатель готов считать договор заключенным с любым, кто отзовется, тогда это уже публичная оферта.

Но чаще делают наоборот и добавляют формулировку «не является публичной офертой». Тем самым рекламодатель перестраховывается, указывая на исключительно рекламный характер объявления. Но если такого дисклеймера нет, а рекламное объявление содержит все существенные условия договора, то это уже публичная оферта. Соответственно, можно требовать заключения договора на изложенных в ней условиях.

Публичное обещание награды и оферта
Заметка в газете про дядю Фёдора – публичное обещание награды (ст. 1055 ГК). Иногда его предлагают считать офертой, а совершение определенного действия – тут это будет сообщение сведений о местонохождении мальчика – акцептом.

Не всегда из содержания документа бывает понятно: это публичная оферта или всё-таки предложение делать оферты? Например, компании часто рассылают другим компаниям коммерческие предложения. Это оферта это или приглашение делать оферты?

Многое зависит от текста документа и обстоятельств, при которых он получен. Поэтому в тексте самого документа лучше указывать оферта это или просто приглашение вступить в переговоры.

Еще один нюанс связан с тем, что публичная оферта может быть адресована не вообще всем, а ограниченному кругу лиц. Например, только физическим лицам. Или, наоборот, только юридическим. Если курьеры интернет-магазина развозят заказанные товары только в пределах Москвы, то в оферте это стоит указать во избежание недоразумений.

Соотношение оферты и договора

Встречаются на просторах Интернета такие формулировки: «договор-оферта», «договор оферты», «мы заключаем договор, который называется офертой» и т. п. Всё это грубые ошибки.

Оферта и договор — разные вещи. Направление оферты — это стадия заключения договора, предложение его заключить.

Не путайте способ заключения договора с самим договором. Если приводить аналогии, то договор — это комната, а оферта — дверь в комнату. Никому не придет в голову сказать, что дверь и есть комната. Но именно это происходит, когда кто-то говорит «договор оферты».

Офертой может быть подписанный одной стороной проект договора. Но это одностороннее волеизъявление направившей её стороны (приглашение войти в комнату), которое другую ни к чему не обязывает. Пока другая сторона не подпишет проект  договора (не откроет дверь), он так проектом и останется. Его положения на стадии направления и рассмотрения оферты не действуют.

А вот когда и вторая сторона подпишет проект договора (откроет дверь и зайдет в комнату), то договор с момента получения акцепта оферентом становится соглашением двух (или более) лиц, порождающим взаимные права и обязанности. Но адресат оферты может и отказаться её акцептовать в силу принципа свободы договора (не открывать дверь, а развернуться и уйти). Тогда договор заключен не будет. Для оферента в этом плане дело обстоит сложнее.

Безотзывность оферты

Как только оферта получена адресатом, оферент не может от неё отказаться в течение срока, установленного для акцепта. Отозвать оферту можно до её получения адресатом или одновременно с этим моментом (п. 2 ст. 435 ГК).

С момента получения оферты адресатом оферент становится связанным ею на период, установленный для акцепта. Отозвать её в течение этого срока по общему правилу нельзя (ст. 436 ГК). У адресата в свою очередь возникает право навязать заключение договора своей волей. Акцепт означает появление договора.

В течение какого срока нельзя отозвать оферту? Зависит от её содержания и конкретных обстоятельств:

  • до истечения срока, указанного в оферте (ст. 440 ГК);
  • при отсутствии такого указания до срока, установленного законом (п. 1 ст. 441 ГК);
  • если этот срок не установлен и законом, то в течение нормально необходимого для акцепта времени (п. 1 ст. 441 ГК);
  • при получении оферентом извещения от акцептанта об отказе в заключении договора.

Когда оферта сделана устно без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о ее акцепте (п. 2 ст. 441 ГК).

Что если акцептант не согласен с офертой лишь частично: его не устраивают только некоторые положения проекта договора, а в целом он согласен заключить такой договор?

Это акцепт на иных условиях. В соответствии со ст. 443 ГК он означает отказ от оферты и направление новой оферты. То есть стороны меняются местами: первоначальный оферент становится акцептантом и наоборот. В процессе согласования условий будущего договора они могут долгое время «перекидываться» офертами, как мячиком.

Подробнее об этом поговорим в статье про общие правила заключения договора. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить новый материал.

Правило о безотзывности оферты то самое, из которого могут быть исключения. В самой оферте можно указать на возможность её отзыва. У другой стороны всё-равно остаётся право акцептовать оферту, но возникает некая неопределенность.

Если оферта отзывная, то оферент должен успеть отозвать её раньше, чем другая сторона направит акцепт. Если акцептант успеет раньше, то договор будет считаться заключенным. Тут, правда, неясно, какой момент определяющий: момент отправки акцепта или момент его доставки оференту? В международной практике это момент отправки. Видимо, и нам стоит ориентироваться именно на это.

Вот, пожалуй, и всё самое важное про оферту. Если у вас есть, что добавить по теме, пишите ниже в комментариях.

Добавляйте статью в закладки, делитесь ей в социальных сетях. Еще у нас есть группа «ВКонтакте» и Telegram-канал. Подписывайтесь и следите за обновлениями.

Оцените материал
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
Альберт Садыков/ автор статьи

Юрист, руководитель контент-направления онлайн-школы для юристов «Lextorium», энтузиаст правовых исследований

Юридический блог Альберта Садыкова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии